Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ

Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Помимо НОД воспитателями планируется образовательная деятельность в режиме дня (в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов).

Особое внимание при этом следует обратить на приоритетное решение таких задач и реализацию содержания тех образовательных областей, которые в процессе организации НОД не были представлены в полном объеме. Такой является экспериментальная деятельность. Опыты и эксперименты, представленные в образовательной программе не в состоянии охватить весь объём материала, который необходим для полного изучения данной темы. Эксперименты в детских садах проводятся редко. Некоторые эксперименты носят созерцательный характер. Проводимые эксперименты, зачастую, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы. Недостаточно развиты связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, математикой, развитием речи, трудом. Поэтому занятия по экспериментированию в режиме дня являются дополнением к основным занятиям в образовательной программе.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как получение знаний способствует развитию речи.

Экспериментирование и изобразительная деятельность. Чем лучше ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Экспериментирование и формирование элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Классификация опытов и экспериментов в режиме дня :

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

2. По месту проведения опытов :

В групповой комнате

На участке

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

Групповые (5 – 10 детей)

Коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

Случайные (случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что то интересное в природе, в уголке природы или на участке)

Запланированные (заранее готовятся воспитателем)

Поставленные в ответ на вопрос ребенка (выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение«Давай посмотрим, сможешь ли ты перемещаться с закрытыми глазами»)

5. По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

Систематические

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут)

Длительные (свыше 15 минут)

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные

Многократные

Циклические

8. По месту в цикле:

Первичные

Повторные

Заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

10. По характеру познавательной деятельности детей:

Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

Решение экспериментальных задач

11. По способу применения:

Демонстрационные (наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт(демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами)

Фронтальные (эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

Детские лаборатории. Направление: “Опыты, игры-эксперименты с детьми 3-4 лет ”

Целью создания детской лаборатории во второй младшей группе является: формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира.

С раннего возраста дети обожают возиться в песке, воде, снегу. Организуя игры с этими материалами, педагог не только знакомит детей с их свойствами, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и его сенсорные способности. Песок и крупы можно пересыпать из ладошки в ладошку, насыпать в разные емкости, в них можно закапывать различные предметы, строить горки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать в разные цвета, замораживать, ловить в воде льдинки, пускать в воде пузыри, проверять какие предметы тонут, а какие нет.

Такие эксперименты можно проводить в разные режимные моменты. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием. Продолжительность занятий не более 15 минут.

Виды детского экспериментирования в средней группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает это. Например, дети знают, что снег тает, если его занести домой. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.

Поисковое экспериментирование: когда детям неизвестен результат и его предлагается получить опытным путем. Дети могут не знать, какой предмет поплывет, а какой утонет. Опыт«Поплывет или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.

Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Например: герой просит помочь выбрать транспорт для перевозки стройматериалов для постройки дома. Ребята должны опытным путем помочь выбрать нужный.

Самое первое и интересное, что мы проводим — это знакомство со свойствами. Во время умывания детям предлагаем понаблюдать за водичкой, и ответить на вопрос — “Какая она?” — жидкая — течёт, нет цвета — бесцветная, нет запаха. Потом, подводим к тому, что мыло без воды не намыливается. И только с помощью воды мы сможем помыть руки мылом — делаем вывод, что вода растворяет мыло.

В тёплое время года дети изучают свойства воды, воздуха, песка, растений. Можно провести такие эксперименты: “Из какого песка сможем построить замок?”, “Можно ли носить воду в решете?”, “Что нужно, чтобы шарик полетел?”, “Солнце высушивает предметы”, ”В почве есть воздух”, “Уличные тени”, “Как пьют растения?” и др.

Зимой изучаем свойства воды, снега. Так в течении всего дня (утром — на прогулке — вечером) можно наблюдать как изменяется агрегатное состояние воды. Провести ряд опытов : “Почему вода замерзает?”, “Почему лед тает?”, “Где быстрее растает лед?”, “Почему Дед Мороз всегда носит шубу?”, “Лед прозрачный”, “Что такое снег?”, “Слепи снежок” и др.

Весной, в течении 2-3 недель можем наблюдать за изменение семян, помещенных в землю или воду. И узнаем, что нужно, чтобы оно проросло? Можно наблюдать как растут и изменяются первоцветы.

У детей проявляется любопытство. Они начинают задавать вопросы, у них накапливается определенная сумма знаний, формируется способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения.

Мы помогаем ребенку самостоятельно получить знания, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагог помогает ребенку продумать как он будет проводить опыт, дает советы и рекомендации и вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Во время работы можно предлагать выполнить не одно, а два действия, если они просты«Вылей водичку и налей новую»«Отнеси лопатку и принеси лейку»Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем в трубочку, которая находится в стакане с водой?». У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы«Давайте соберем все палочки одинаковой длины». Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном или проделанном.

Средняя группа

Целью создания деткой лаборатории в средней группе является развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

На пятом году жизни ребенка количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными.

Виды детского экспериментирования в средней группе также можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает это.

Поисковое экспериментирование: когда детям неизвестен результат и его предлагается получить опытным путем.

Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга и помощника, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос«Как это сделать?».

В этом возрасте ребенок может выполнять не только два, но и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. При фиксации наблюдений начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему.

Образовательные задачи:

познакомить детей со свойствами предмета исследования;

формировать умение делать открытия и выводы;

обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

развивать экспериментальную деятельность;

развивать речь детей;

развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятными, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия;

Плановые наблюдения и эксперименты. На занятии у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

Эксперименты как ответ на детские вопросы. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение«А ты сам посмотри, что произойдет». То, что детям не даются прямые ответы на вопросы, стимулирует их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способствует опытным путем находить ответ.

Организация работы с детьми в данном направлении осуществляется во всех режимных моментах :

— использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);

— свободная самостоятельная деятельность детей;

— совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию.

Поэтому данная работа проводится по трём взаимосвязанным направлениям:

— живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);

— неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);

— человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?

Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами ткань?

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать.

Сбор материала: Сначала решили выяснить — откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Провели опыты : бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.

Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Дата обновления страницы: 14.02.2022

Сведения об образовательной организации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122